2

трагедия и катастрофа

я вам сейчас один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь - мы все умрем!!!
и это действительно глобальная трагедия; но тут уж ничего не попишешь (((

люди умирают постоянно, в огромных количествах, миллионами - ежедневно - и это тоже трагедия.
многие - преждевременно, многие - в мучениях, многие - от голода и болезней; все это трагедии.
естественные фоновые трагедии, которые происходят здесь, рядом, каждый день.
автомобильные аварии, инфаркты, инсульты, отравления.
фон.
мы их не замечаем.
а что-то и специально стараемся не замечать. недавно в ленте прошел пост "20 слов, значения которых вы не знаете".
и там среди прочих был "хоспис".
имхо, надо сильно постараться, чтоб не знать этого слова.
но если все же постараться (ограждать себя от всякой неприятной информации) - то, наверное, можно.

так вот, о фоне.
если за день насмерть разобьются сто автомобилистов - это лишь фон, белый шум.
он эмоционально не затронет (хотя если задать вопрос - все согласятся, что это трагедия).
но если разобьется автобус и будет двадцать жертв одновременно - это будет событие, которое покажут по телевизору, о котором долго будут писать, споря, ругаясь и чего-то требуя.

и в том и в другом случае - трагедия (причем первая в несколько раз масштабнее).
но первое будет фоном, а второе - событием.
более того - если упадет самолет или вертолет, то и двух жертв будет достаточно, чтобы сделать эту трагедию событием.
о ней тоже расскажут по тиви, о ней узнает вся страна.

то есть дело даже не одновременном количестве жертв (пять трупов в машине - это фон; два трупа в вертолете - событие).
дело исключительно в зрелищности - и ни в чем больше.
забили подростка насмерть ногами в подворотне - фон; застрелили в школе - сенсация, разговоров месяца на три.

неожиданность, эффектность, жалостливость - журналисты знают, как раздуть сенсацию.
но, между прочим - они это не сами придумали; они просто знают, что именно мы воспримем не как фон, но как событие.

смерть - всегда трагедия; но широкими массами она может восприниматься или как трагедия-фон, или как трагедия-событие/сенсация.
это то, с чем мы имеем дело каждый день (с большими войнами, смертельными пандемиями, убийственными природными катаклизмами мы уже давно не сталкивались).
на фоновые трагедии мы не реагируем, на трагедии-события реагируем бурно, на трагедии-сенсации идет вообще неконтролируемая гипер-реакция.

так что я хотел сказать, ради чего написан пост:
гипер-реакция на трагедию-сенсацию действует на общество гораздо разрушительнее, чем сама трагедия.

ну и наконец - что такое катастрофа.
катастрофа - это гипер-реакция законодателей на трагедиию-сенсацию.
синдром милонова-мизулиной.
едросия головного мозга.
вот где реальная угроза
Угу. К слову, меня другое удивило. Наверное, вам психологам этот феномен знаком. В ситуации со стрелком-отличником каждый возмущается о своем - я о развале психиатрии и медицины вообще, учителя о развале образования, вы, вот, о свободном ношении оружия вспомнили и т.д. У кого чего болит...
вспомнилось
— Чем отличается беда от катастрофы?
— Если баран, переходя по мостику речку, свалится и утонет — это беда, но не катастрофа. А если вдруг разобьётся самолёт со всем правительством — это катастрофа, но не беда.